Открытый урок по миру природы и человека в 4 классе по теме "Животные зимой"
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: - обобщить знания о жизни животных зимой, повторить их отличительны признаки;
- учить составлять словосочетания, предложения;
- совершенствовать умение составлять рассказ-описание с опорой на графический план, иллюстрации и личный опыт;
Коррекционно-развивающие: - уточнить грамматическое понятие слов, обозначающих предметы, признаки, действия; обогащать словарь по теме: «Дикие животные зимой»;
- развивать связную речь, память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие,
Воспитательные: - воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность, интерес к уроку, любовь к природе, бережное отношение к животным.

Ход урока:
I.Оргмомент
(психологический настрой на учащихся на работу)
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Так что время не теряем
И работать начинаем!
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Работа с календарём природы.
- Ребята, скажите пожалуйста, о каком времени года это стихотворение?
-Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (О зиме).
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- А у нас сейчас какое время года? Докажите.
- Когда приходит зима?
- Как долго длится зима?
- Назовите зимние месяцы.
- На доске месяцы: сентябрь, январь, декабрь, ноябрь, февраль, октябрь.
- Выбери зимние месяцы и расположите их в правильном порядке следования. А сейчас какой месяц? (ответы детей).
- Какое сегодня число?
- Какая сегодня погода на улице?
- Как это отметим в календаре?
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке вы узнаете, выполнив задание. Зима на льдинках нарисовала картинки. Льдинки разбились. Из осколков вам надо собрать картинку. На парте у вас конверты, а там льдинки-картинки. Сложите их правильно и узнаете, что там изображено. Это будет тема нашего урока. (белка, волк, лиса, медведь, лось, птицы).
- Кто это? Назовите общим словом. (Дикие животные)
- Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)
-Значит, о ком сегодня будем говорить?
-Тема нашего урока «Животные зимой» (Слайд 1)
- Сегодня на уроке мы вспомним всё, что уже знаем о диких животных, как они проводят зиму. Узнаете что-тот новое, интересное. Всё запоминайте. Мы будем учиться отвечать на вопросы, составлять словосочетания и рассказы о животных.
2. Постановка учебно-проблемной ситуации.
-Ребята, как вы думаете, животным как живется в зимнем лесу в лютые морозы и снегопады?
-Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу. Согласны?
- А на чем мы можем добраться зимой до леса? (На лыжах.)
Физминутка
- Встаем на лыжи, возьмем палки покрепче. Вперед! Двигаемся в зимний лес.
Мы бежим с тобой на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(Встают на воображаемые лыжи, попадают в зимний лес).
- Итак, мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво. (На доске меловой рисунок).
- Замело в лесу пригорки.
И овражки замело.
Ни души нет на полянке.
Тихо, холодно, бело.
- Прислушайтесь, пожалуйста. Какие звуки мы услышим в зимнем лесу? (аудиозапись «Голоса птиц»)
- Назовите птиц.
- Как называют птиц, которых можно увидеть зимой в лесу? (зимующие птицы)
3. Лексические упражнения, образование новых слов. Игра «Узнай животное»
- Где же звери? Наверное, они спрятались. Будем искать…Ой, смотрите, чей хвост торчит из-за куста? (лисий хвост)
- А это кто спрятался под снегом? Берлога чья? (медвежья берлога)
- Чьи уши торчат из-за ёлки? (заячьи уши)
- Чьи рога мы видим? (лосиные рога)
- Чей хвост? (беличий хвост)
- Следы чьи? (волчьи следы)
- А это чьи следы? (птичьи следы)
- Как вы думаете жизнь животных зимой отличается от их жизни летом и осенью? Чем?
- Все звери подготовились к зимним холодам. Они сменили летнюю шёрстку на более тёплую, густую, пушистую. Как называется этот процесс в природе? (линька)
- А у птиц бывает линька?
- У птиц тоже бывает линька. К зиме под перьями появляется пух, который будет согревать их. И старые повреждённые перья заменяются новыми и здоровыми.
4. Чтение текста учебника на с. 20
- В зимний период сложно не только животным, но и птицам. Многие птицы осенью улетели в теплые края. Как мы называем таких птиц? (перелётные птицы). Как вы думает, почему перелётные птицы улетели? Верно, зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые птицы остаются зимовать.
- Как вы думаете, что страшнее птицам - холод или голод?
(Чтение 1 части)
- Чем заняты зимующие птицы в зимнее время? (поиском корма)
(Слайд 2, 3, 4, 5)
- Есть птицы, которые выводят птенцов даже зимой, среди снега. Это клесты. Они выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.
(Слайд 6)
- Какой корм находят птицы в лесу? (Слайд 7)
- Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам в это холодное время? (Для птиц сделать кормушки и периодически насыпать туда корм.) (Слайд 8)
(Чтение 2 части)
(Слайд 9)
- Лось – лесной великан. Что можете рассказать о лосе? Чем питается лось зимой?
- Зимуют лоси как большая дружная семья, что особенно удобно, если выпадет глубокий снег, у лосей длинные ноги, и им не очень удобно ходить по такому снегу, и, если глубокий снег все же выпадает, но они передвигаются группами, друг за другом, по бороздам. Питание лосей в зимний период затрудняется. Лосям приходится раскапывать снег, чтоб добыть коренья и траву, лоси еще обгладывают и обгрызают кору молодых деревьев.
- Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле — забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало».
(Слайд 10)
- Что запомнили о зайце?
- Зайчик поменял шубку. Белый цвет помогает ему прятаться от лисы и волка.
- Чем питается зимой? Вспомните рассказ «Барсучья кладовая».
Заячья зимняя еда - тонкие веточки и кора деревьев.
Заяц в снежных норах греется. Зарывается в снег, мордочкой к выходу из норки ложится и так весь день сидит. А ночью вылезает в поисках еды.
Физминутка
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
(Слайд 11)
- Лисе приходится часами караулить свою добычу. Слух у лисицы отличный. Она за много метров слышит, как под снегом пищат мыши. Опустив низко голову, она бежит, прислушиваясь, не пискнет ли мышь под снегом. Бросается в снег и хватает добычу.
Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
(Слайд 12)
- Чтобы легче было охотиться зимой, волки живут стаями (10 -12 волков)
Так они ещё согревают друг друга. (Слайд 13)
- Зимой волк почти всегда ходит голодный, он не может быстро бегать по рыхлому снегу. А вот по насту бегает очень быстро! Тогда от волка не убежать!
Наверное, вы слышали такую поговорку «волка ноги кормят». Это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей! Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей.
(Слайд 14)
- Белочка поменяла шубку. Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев. Большую часть времени белки проводят в дупле или бегают по лесу, разыскивая свои запасы.
- Но питается она не только осенними припасами. Любимое зимнее лакомство белки - шишки. Из еловых и сосновых шишек белка выедает все семена, ловко отгрызая твёрдые чешуйки острыми зубками. В самые лютые морозы белочка и вовсе из дупла не показывается, дремлет и днём, и ночью, свернувшись калачиком.
- Кто ещё из лесных обитателей делает себе запасы на зиму? (мышь, бурундук)
(Слайд 15)
- Медведь - зверь огромный и всеядный. Представь, как тяжело ему было бы зимой найти себе пропитание, когда нет ягод, орехов, желудей - основной его пищи. Вот он и засыпает на всю зиму в берлоге. Перед спячкой осенью звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела – он их «греет» изнутри как печка. Место для берлоги выбирает непроходимое, рядом с болотом. Сама берлога - это укрытие под поваленным деревом. Стаскивает Мишка туда хворост, а дно выстилает толстым слоем мха. Уляжется медведь, а потом берлогу снегом засыплет - и будет она словно сугроб. Во время зимнего сна у медведиц рождаются медвежата. Крохотные: медвежонок - размером с три твоих ладошки. Они мамино молоко до прихода весны сосут. А как проснутся, впервые увидят солнышко!
-Лапу он не сосёт. Существует мнение, что в феврале со ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная новая кожа нуждается в согревании. Медведь облизывает лапу языком, согревает, при этом причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Вывод: Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
- Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма, другие пользуются своими запасами, некоторые на всю зиму засыпают. У некоторых животных есть жилище, а у некоторых нет.
5. Работа по карточкам (индивидуальная работа)
- А теперь я проверю, что вы запомнили на уроке. У вас карточки. В левом столбике записано, как проводят зиму животные. Прочитайте.
-В правом столбике перечислены животные. Прочитайте.
-Надо соединить стрелочками животных и их образ жизни в зимнее время.
Проверка.
- Лесных зверей, как и птиц, зимой надо подкармливать. Для диких животных в определенные места надо разносить сено, ветки, семечки, зерно, овощи. Этим занимаются лесничие и просто добрые люди. (Слайд 16, 17)
(Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса)
6. Составление рассказа о животном по плану с использованием картинок-схем.
- Что означают эти рисунки?
1). Кто это?
2). Домашнее или дикое животное?
3). Величина животного.
4). Чем покрыто тело?
5). Окраска животного (летом и зимой)
6). Где живёт?
7). Чем питается зимой?
IV. Подведение итогов работы.
- С какими дикими животными мы с вами встретились?
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что было самым интересным?
V. Рефлексия.
- Возьмите лучики, который у вас лежат на парте, если урок понравился и всё понятно – то прикрепите его к солнышку на доске – ЖЕЛТЫЙ, а если возникли какие – то трудности БЕЛЫЙ.