Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Разделительный мягкий знак". Учитель Ткаченко С.И.
Цель урока: познакомить уч-ся с разделительным мягким знаком, организовать наблюдения за произношением и написанием слогов и слов с разделительным мягким знаком.
Образовательные:
- формирование у учащихся представления о «разделительном» мягком знаке и его роли в словах;
- обучение правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
- совершенствование навыка чтения слов с разделительным мягким знаком;
- формирование умения соотносить произношение слова и его написание;
- упражнение в списывании слов с разделительным мягким знаком;
Коррекционно-развивающие:
- развитие познавательной мотивации путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- коррекция недостатков логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи;
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия при дифференциации слогов с разделительным мягким знаком и без него;
- развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, наблюдательности;
- пополнение активного словарного запаса школьников путем ввода новых слов;
- развитие связной устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные:
- привитие учащимся интереса к предмету;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности;
- воспитание умения слушать других;
- воспитание коллективизма, взаимопомощи через умение работать в парах.

Ход урока.
1. Организационный этап.
(мотивация к учебной деятельности, психологический настрой)
- В некотором царстве, в дружном школьном государстве жил да был 4 класс.
Слышите, ребята, я про вас.
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нем знают,
а как в жизни применяют?
Сегодня мы это и проверим.
- Запишите сегодняшнее число. Классная работа.
2. Актуализация знаний.
В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в три десятом царстве, в небольшом домишке, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса. жила - была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и вообще не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.
- Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике? Почему? (ь знак)
Что за буква? Буква есть, её мы пишем,
Кто узнает? А читаем – звук не слышим!
Звука не обозначает, Что такое? Как же так?
Может только показать, Что за буква?.....
Как согласную читать.
(Картинка Ь)
- Что вы знаете про эту букву? Какая особенность у этой буквы?
- Мы уже сказали, что мягкий знак показывает мягкость согласных на письме. Это первая его работа. Но в русском языке он выполняет ещё одну работу. Сейчас вы узнаете, о какой работе идёт речь. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Послушайте сказку. Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были очень дружны и пели свои песенки. А мягкий знак петь не мог. Почему? Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми согласными и гласными. Он вежливо представился и предложил дружить. Согласные и гласные взяли его за руки. Встал мягкий знак с парой ля и получилось лья. ви-вьи не-нье лё-льё рю-рью. - Какая работа у Ь здесь? (Он разделяет согласную и гласную букву, чтобы не получился слог-слияние.) Вывод: буква ь разделяет согласную и гласную буквы, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. - Может кто-то из вас знает, как называется такой Ь? (Разделительный мягкий знак.) Молодцы! Вы сейчас назвали тему нашего урока: «Разделительный мягкий знак». (СЛАЙД 1) 6. Открытие новых знаний. - Какую же вторую работу выполняет мягкий знак? (Показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются). - Как произносится согласный и гласный в этом слоге? (раздельно) 1. Чтение правила из учебника (с.59) - Откройте учебники на с. 59. Прочитаем правило. - Кто запомнил, повторите правило. 2. Сравнение звукопроизношения слогов с разделительным мягким знаком и без разделительного мягкого знака. Чтение слогов, слов - Будем учиться правильно произносить слоги и слова с разделительным «Ь» и без него. (СЛАЙД 2) 3. Наблюдение над произношением и лексическим значением слов с разделительным ь и без него. - Прочитайте слова «семя», «семья». Сравните, чем похожи, чем различаются. - Объясните лексическое значение слова – семья. - Объясните лексическое значение нового слова – семя. - Разные слова? Какой мы можем сделать вывод? (Мягкий знак меняет значение слова, важно его не пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать). - Как вы думаете, зачем мы изучаем разделительный ь? Для чего пригодится? Где будем применять свои знания? 4. Упражнение «Вставьте слог» (звукопроизношение слогов с разделительным мягким знаком и без разделительного мягкого знака при работе над слогами и словами) -Произноси согласный и гласный звуки сначала слитно, потом раздельно. -Вставьте данные слоги в слова. Слова чётко произнеси и запиши. Ля-лья (Ко - …, сту -…) Ся – сья (Лю - …, коло - …) Тя –тья (Лис- …, Ви - ….) - Подчеркни слоги с разделительным мягким знаком. - Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. Почему мы его здесь написали? Что он показывает? О чём предупреждает? 5. Составление опорной таблицы. - Составим сейчас правило – таблицу «Когда пишется разделительный мягкий знак?» - В каком месте он встал, когда гуляли слоги на поляне? (Дети у доски составляют опорную таблицу) (разделительный мягкий знак пишется в середине слова после согласных перед гласными) - Я мягкий знак не простой, А удивительный - разделительный. Слева от меня – согласный, 7. Первичное закрепление полученных знаний 1. Уточнение правила. Понаблюдаем, перед какими гласными пишется мягкий знак. (Упражнение в чтении и письме слов с разделительным мягким знаком). - Найдите упр. 3. Чётко прочитай слоги и слова. Спишите слова, подчеркните в словах слоги с разделительным мягким знаком. - Посмотрите на образец. Пишите по образцу. Проверка: прочитайте чётко слова и слоги с разделительным ь. - Когда же пишется разделительный мягкий знак? Перед Е, Ё, И, Ю, Я Я всегда стою , друзья. Воробьи, семья, жильё – Перед Я, Ю, И, Е, Ё. |
|||
- Я читаю слова. Если услышите, что в слове есть мягкий знак, то поднимите карточку с мягким знаком. Когда буду произносить, внимательно вслушивайтесь в звучание слова, сливается гласная с согласной или нет, следите за движением моих губ. |
|||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение 1. Работа в паре по карточкам. - Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом. - На карточках у вас записан небольшой текст. Здесь в предложениях встретятся слова с новым правилом – с разделительным мягким знаком и конечно же с другими правилами, которые мы изучали раньше. - Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы (орфограммы). Попробуйте объяснить, на какое правило пропущена буква. – Сейчас вы будете работать группах. Будьте дружны, помогая друг другу. Проверка: - Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. Какие правила ещё встретились в тексте? Осен…ю ч…сто л..ют д…жди. С дерев…ев облетели лист…я. Под ел…ю в тр…ве уснул ёж…к. |
|||
- Запишите предложения в тетрадь, подчеркните орфограммы. |
9. Подведение итогов.
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Что узнали нового о ь?
- Почему его так называют?
- После каких букв пишется разделительный мягкий знак?
- Перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? Назовите.
- Что было легко?
- В чём затруднялись?
- Какое задание было самым интересным?
- За что вам хотелось бы себя похвалить?
- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
1. Рефлексия.
- А сейчас прикрепите на доску, рядом с домиком мягкого знака облачко.
- Если у вас всё получилось, было интересно, было легко справляться с заданиями, то прикрепите облачко белого цвета.
- Если вы затруднялись отвечать на вопросы, выполнять задания, и вам ещё пока не всё понятно, нужна помощь, то - облачко голубого цвета.
2. Выставление отметок.
- Вы сегодня хорошо потрудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок, правильно поднимали руку, не выкрикивали ответы. Это …..
- Мягкому знаку вы тоже очень понравились.