Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.
Программа «Юный шахматист» (артикул 22257) предусматриваетознакомление с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.
Основные направления реализации программы:
Организация и проведение:
Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала.
Преподователь - Наумова Евгения Сергеевна, педагог дополнительного образования, учитель физкультуры, категория высшая
Возраст: от 9 до 12 лет
План приема: от 8 до 10 человек
Период обучения: 01.09.2023 — 25.05.2024 (34 часа)
Расписание - четверг 16.20-17.00
Содержание программы:
1 год обучения
Задачи:
1. Научить играть в шахматы.
2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.
3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
В конце 1 учебного года воспитанники должны знать:
1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2. Основные шахматные термины.
В конце 1 учебного года воспитанники должны уметь:
1. Играть в шахматы, соблюдая правила.
2. Пользоваться шахматными часами.
3. Понимать игровые шахматные термины.
Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.
Шахматная теория (24 ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.
Практическая работа (5 ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.
Итоговое занятие (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов.
ЗУН (3 ч.) – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
2 год обучения
Задачи:
- Научить играть в шахматы.
- Ознакомить со специальными шахматными терминами.
- Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.
- Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:
- Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
- Основные шахматные термины.
- Имена знаменитых гроссмейстеров.
В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:
- Играть в шахматы, соблюдая правила.
- Читать и записывать ходы.
- Пользоваться шахматными часами.
- Понимать игровые шахматные термины.
Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.
Шахматная тактика: теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами, ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет; практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.
Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.
ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.
3 год обучения
Задачи:
1.Развивать логическое мышление.
2.Совершенствовать навыки игры в шахматы и шашки, используя разные тактики игры.
3.Продолжать знакомство со специальными шахматно – шашечными терминами, применять их на практике.
4.Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров, их заслуги.
5.Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику.
В конце 3 года обучения воспитанники должны знать:
1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2.Основные шахматно – шашечные термины.
3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.
4.Различные варианты тактики ведения игры.
В конце 3 года обучения воспитанники должны уметь:
1.Играть в шахматы и шашки, соблюдая правила.
2.Читать и записывать ходы.
3.Пользоваться шахматными часами.
4.Понимать и применять игровые шахматные и шашечные термины.
5.Использовать различные тактики ведения игры.
Ввоное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.
Шахматная тактика: теоретическая часть – знакомство с такими тактическими приёмами как вилка, связка, шах разных видов, пополнять словарь новыми шахматными терминами; практическая часть – отработка тактических приёмов (вилки и связки разных видов), учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.
Шахматная стратегия: теоретическая часть – знакомить с использованием таких стратегических приёмов как рокировка, слабые и сильные поля, секретами использования стратегии разных фигур, пополнять словарь новыми шахматными терминами; практическая часть – отработка шахматной стратегии, учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.
Шашечная тактика: теоретическая часть – знакомить с решением шашечных задач; практическая часть – отработка шашечной тактики, отрабатывать навыки игры в разные виды шашек (уголки, поддавки, столбовые).
Плеяда великих – знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.
Решение логических задач: теоретическая часть – знакомство с разными видами логических задач и способами их решения, способствовать развитию логического мышления; практическая часть – учить решать логические задачи разного вида разными способами.
Отгадывание ребусов и кроссвордов: теоретическая часть – знакомство с разными видами ребусов, кроссвордов, принципами их отгадывания и составления, развивать память, повышать интеллектуальный уровень воспитанников; практическая часть – учить разным способам разгадывания ребусов и кроссвордов разными способами.
Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.
ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.
Основные условия проведения - адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Стоимость - бесплатно
Внимание! Заявки на следующий год будут приниматься с 22.08.2024 г.